НАШИ РУБРИКИ:
 
«Важский край - НОВЫЙ РЕГИОН»
№ 4 (224) 15 апреля 2010 года, четверг

Веруем!

Почаевская Успенская Лавра. Западный форпост православия

Волынь и Поважье – духовная связь через тысячи километров

Почаевская Успенская лавра. Впервые о ней я услышал от Валентина Ивановича Старицына, подвижника из д. Папинской, восстанавливающего Преображенский собор в родной деревне на границе Вельского и Коношского районов. Иконостас к двум приделам собора ему там помогли сделать.

Потом упоминание я встретил в Православной энциклопедии в статье о святом блаженном Георгии Шенкурском, Христа ради юродивом. В описании иконографии подвижника говорится: «Иконы святого практически не сохранились, изображение имеется, напр., в группе подвижников XV в. в росписи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х – 70-е гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.). Северный святой сохранился на Западной Украине….

Заинтриговал меня этот монастырь, и как только случилась возможность съездить на Украину, обязательным пунктом я наметил Почаев. Как и все построенное не в такие далекие годы, как Киево-Печерская лавра, архитектурный комплекс поражает и размерами, и византийской пышностью уже на подъезде. В богатой иконной лавке я приобрел «Историческое описание Свято-Успенской Почаевской лавры», шикарно изданное в собственной типографии.

Земля эта – Волынь, которая частью входила еще в епархию равноапостольного Мефодия († 885), а равноапостольный Владимир в 992 году учредил в недавно заложенном городе Владимир-Волынском епископскую кафедру. Начало монашеской жизни на Почаевской горе связывают с татарским погромом 1237–1240 гг., когда после разорения Киева много беженцев и уцелевших иноков ушли на Волынь.

То ли от речки Почайны пошло название обители, но есть более романтичная легенда, что еще до нашествия татар греческий монах с Афона основал в этих местах свой монастырь-скит, преподобный Мефодий Почаевский († 1228 г.). Предание гласит, что когда пал и был разорен Киев (1240), древняя Русь возносила молитвы Матери Божией, и однажды ночью почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели наверху горы Богородицу, стоящую на скале и молящуюся в столпе огненном. Явив Себя людям с ослепительной ясностью, Она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Народная молва связала благодатное место: «Поча Дива творити чудеса» – в разговорной речи «Поча Дива» трансформировалось в Почаив или Почаев.

Вскоре после этого события иноки построили рядом храм Успения Пресвятой Богородицы, но скала и след Цельбоносной Стопы еще около четырехсот лет оставались под открытым небом. Лишь в 1649 году, когда на этом месте выросла церковь Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником, забившим на месте чудесного явления, оказались в храме.

Ныне на месте этого храма великолепный Успенский собор, при устройстве которого строители, ради того чтобы заключить святыню внутрь собора, пошли на нарушение традиции храмостроительства. Собор обращен не на восток, а на север, что видно по ориентации крестов на храмах лавры и вызывает у паломников естественные вопросы.

В середине XVI века в поместье Урля жила вдова земского судьи Анна Ерофеевна Гойская. Проезжавший через Волынь греческий митрополит Неофит в 1559 году пробыл по пути в Москву по усиленной просьбе хозяйки несколько дней. В благодарность за гостеприимство Неофит на прощание благословил Анну Гойскую древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Более тридцати лет простояла икона в замковой молельне, пока домашние не стали замечать необычный свет, исходящий от иконы. Что это есть благодатная сила, Гойская убедилась, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, уверовав в силу иконы, обратился с молитвой к Пресвятой Богородице. И, действительно, прозрел, будто никогда не был слепым.

После этого случая Гойская передала икону Божией матери, ныне называемой Почаевская, на вечное хранение монахам, обитавшим в тамошних пещерах. 1 февраля 1597 года она завещала свое имение на устройство Почаевского монастыря.

К тому времени Русь сбросила с себя монголо-татарское иго, но отдельные набеги татар на Волынь случались. Так, в 1607 году один из таких отрядов подступил к Почаевской обители. Некий монах проходил по горе, а татарин решил добыть себе невольника. Но, увидев, что тот стар, со злости обезглавил монаха. Подобно св. Денису, что почитается в Париже, инок взял в руки свою отрубленную голову и, донеся ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и лишь тогда испустил дух.

А Почаевская икона Божией матери продолжала чудесные исцеления. В 1710 году муж и жена Жолквы принесли в Почаев своего больного ребенка. Но он умер. Тогда богомольцы посоветовали положить умершего перед чудотворной иконой. Родители несут мертвого ребенка, начинают слезно молиться и вдруг видят: ребенок как будто просыпается, плачет, зовет: «Мама!..» и встает, словно стряхнув с себя смерть и болезнь.

После 1720 года игуменами Почаевского монастыря были униаты, лишь 10 октября 1831 года в обитель вернулись православные иноки. Борьба началась уже с наследниками Анны Гойской. Ее внук каштелян Базельский Фирлей был лютеранин и еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на православный Почаевский монастырь, куда ушли его часть фамильных имений и доходов. В 1623 году он направил на обитель орду своих буйных слуг, которые, разгромив монастырское имущество, похитили и чудотворную икону. Четверть века судился с ним настоятель, преп. Иов. Перед смертью Фирлей должен был закончить тяжбу актом примирения с иноками, «не в унии состоящими». Однако на пиру Фирлей нарядил жену в церковные облачения и принес Почаевскую чудотворную икону, намереваясь устроить шутовской спектакль…

Но Пречистая не допустила поругания. На Фирлееву жену «напал бес лют, которым удручаема она была чрез долгое время». Фирлей безропотно возвратил икону, только после этого жена его была оставлена бесом.

Преподобный Иов – первый, чье имя сохранилось после первоначальника Мефодия Почаевского в ряду настоятелей. Имел он отношение и к изданию знаменитой славянской Острожской Библии, не без благословения преподобного набожный князь Константин Константинович Острожский предпринял издание памятника просвещения XVI века. К 1604 году князь, соревнуясь с католиками, захотел преобразовать все монастыри в общежительные с уставом Василия Великого, что устраняло возможность отшельничества, к чему стремилась душа Иова, но тут Почаевский монастырь получил богатые пожертвования Гойской. Иов стал первым настоящим игуменом обители, ввел древний Судитский устав, устрояя жизнь по примеру Киево-Печерской лавры. Прожил подвижник ровно сто лет и преставился 28 октября 1651, за неделю предсказав свою кончину.

Через семь лет и девять месяцев почивший прп. Иов явился в «сонном видении» киевскому митрополиту Дионисию Балабану со словами: «Извествую твоему преосвященству, яко тобою хочет Бог открыть кости мои». Митрополит, человек достаточно просвещенный, не узнал старца и не спешил верить и следовать снам. Несколько раз являлся Дионисию во сне преподобный, пока не присовокупил, что за свое неверие тот будет наказан.

В тот же день митрополит отправился в Почаевскую обитель и, учинив дознание о жизни почившего игумена, повелел вскрыть гроб. Мощи были найдены «без всякого истления, как бы того часа погребенные и исполненные необычного благоухания». Тогда нетленные останки преподобного при большом скоплении народа были со всей честью перенесены в недавно воздвигнутую церковь Пресвятой Троицы. Было это 28 августа (10 сентября) 1659 года.

Мы прибыли в лавру 11 сентября 2009 года, то есть почти ровно через 350 лет после обретения мощей прп. Иова Почаевского. Ныне они почивают в лаврской Пещерной церкви, куда и ведет искомая мною галерея древнерусских святых. Длинный коридор расписан некогда лаврскими живописцами иеродиаконами Паисием и Анатолием. Там первыми нас провожают святые XIX века, а последними встречают равноапостольные кн. Ольга и в. кн. Владимир, митрополит Михаил и два мученика Феодор и Иоанн – отец и сын, христиане, принесенные в жертву киевскими язычниками еще до крещения Руси. Безусловно, даже имея точные данные, кого именно искать, трудно найти нужного святого, тем более что при входе на галерею висит предупреждение, что съемка запрещена…

Но взял грех на душу, не зря две тысячи с лишним верст добирались. И теперь шенкуряне могут видеть, каким иконописцы представляли св. блаж. Георгия Шенкурского, Христа ради юродивого, следуя подробному описанию из Православной энциклопедии, и восстановить утраченную местную святыню.

Кстати, среди подвижников XV века обнаружил и св. Кирилла Вельского. Но не юношей представляли его иконописцы, а старцем в монашеском одеянии. На фреске он находится между св. Герасимом, епископом Пермским, и прп. Иоасафом, судя по дате смерти Каменноозерским. Этот уникальный монастырь, вернее то, что от него осталось, расположен недалеко от нас, на островке Кубенского озера.

Далее идут св. Ефрем, архиепископ Ростовский, и св. Макарий Желтоводский (Унженский). Его именем названа пустынь, куда совершались крестные ходы из Шенкурска. А блаж. Георгий выглядывает из-за спины св. Димитрия, князя Галицкого, в центре фрески.

Фрагмент фрески: св. прп. Макарий Глушицкий, св. прп Тарасий Глушицкий, св. прп. Александр, игумен Кужский, св. Георгий, блаженный, праведник Шенкурский

Св. Герасим, епископ Пермский, св. Кирилл Вельский, св. прп. Иоасаф (Каменноостровский?), св. Ефрем, архиепископ Ростовский, св. Макарий Желтоводский (Унженский)

Александр ЧЕСНОКОВ

Содержание номера:

 
В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ:
  • Весь Вельск един
  • В Архангельске громят билборды с призывом «За Русский Север без жуликов и воров»
  • Депутатский контроль – краеугольный камень эффективной борьбы с коррупцией
  • «Они только врут и воруют, воруют и врут…»
  • Кому служит Дума, состоящая из миллиардеров?
  • Для народа ли газета «Устьянский край»?
  • «Важский край» определился с выбором
  • Провинциальная интриганка Буторина в своем привычном репертуаре
  • В Шеговарах сорвали начало учебного года
  • Власть экономит на людях
  • Сострадание и любовь к младенцам
  • «Ломоносовскую аллею» посадили детдомовцы
  • Об археологии и об историческом краеведении Устьянского края
  • Вот и в Киземе строится церковь
  • Устья, Устьюшка, ненаглядная
  • Важский край потерял бесценный природный памятник

  • Уважаемые читатели!
    «Новый Регион» временно выходит не каждую неделю. Виной тому кризис...
    Новости Поважья читайте в газете «Вельск-ИНФО»
    на сайте http://velsk-info.vagaland.ru/

    © «Важский край – НОВЫЙ РЕГИОН» – межрайонная независимая общественно-политическая газета Поважья. Учредитель и издатель – ООО «Вельск-инфо 1».
    Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Комсомольская, 10. E-mail: velinfo@atnet.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-41-64
    Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
    При использовании информационных материалов ссылка на «Важский край – Новый Регион» (http://region.vagaland.ru) обязательна.
    Главный редактор издания – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru