НАШИ РУБРИКИ:
 
«Важский край - НОВЫЙ РЕГИОН»
№ 23 (218) 30 июля 2009 года, четверг

Память

Три протоиерея

Связь времен. Из истории важского духовенства

Из метрики Свято-Троицкого собора

В метрике Свято-Троицкого собора Шенкурского монастыря прочел краткую запись: гражданин Чесноков Иван Лукич умер 7 августа 1923 года. Похоронен на монастырском кладбище 9 августа. Отпевали прот. Иоанн Родимов, Н. Рудинский и А. Кононов с диаконом Радимским. Вся соль в том, что еще 17 июля того же года Архангельский губернский исполнительный комитет дал указание закрыть Шенкурский Свято-Троицкий монастырь. Так что и запись в метрике предпоследняя, и вообще 21 января 1924 года ликвидационная комиссия Свято-Троицкой церкви в присутствии священника Родимова приняла ключи от монахини Личковой… А 23 января – президиум Шенкурского уездного исполнительного комитета сообщил о ликвидации монастырской Церкви, что следует из публикации в газете «Важский край» от 21.07. 2006 года.

Еще удивило, что, по словам профессора истории университета Западного Онтарио (Канада) Дмитрия Поспеловского, «первый храм в России «по просьбе трудящихся» закрыли именно в Шенкурске в 1918 году». Откуда уроженцу Западной Украины, входившей в год его рождения 1935 в состав Польши, знать такие подробности? Когда наш благочинный о. Михаил поинтересовался в епархии, какими материалами пользовался историк для написания истории Заостровского храма, получил ответ: все взял здесь… Странно, даже в «Шенкурской Советской газете», вышедшей 24 апреля 1918 года, таких сенсационных сведений нет, а 4 августа большевики бежали на пароходе «Шенкурск» вверх по течению Ваги… Так что и до, и после это логически невозможно, а в советской «историографии об установлении советской власти» это умалчивается. Подставили профессора…

Но все же три протоиерея, при советской власти – это круто. Но, пройдясь по сети, к своему удивлению, обнаружил, что, действительно, были в то время протоиереи с такими фамилиями.

Отец Иоанн Родимов

Протоиерей Иоанн Родимов (1870–1937) был духовником Шенкурского Свято-Троицкого монастыря с 1896 года. Чесноковы приехали из Архангельска в 1901 году и поселились на первом этаже дома, напротив монастырских ворот. Семья отца Иоанна занимала там второй этаж. Так что с Иваном Лукичом был знаком очень тесно.

Тем более что в семье того и другого произошли трагедии с детьми. В 1914 году в девичестве умерла от чахотки дочь Ивана Лукича Елена, а трагедия с сыном Тимофеем, ушедшим из Духовной семинарии на германский фронт у о. Иоанна случилась в самую смуту. Вернувшись после тяжелого ранения в Шенкурск, он 21 мая 1918 года был определен псаломщиком в Шеговарский приход, но события отказа от мобилизации в Красную Армию заставили его встать в строй восставших. Арестовали его 20 августа бежавшие из Шенкурска большевики в Благовещенске.

24 сентября 1918 псаломщик погиб от рук большевиков в Вельске. Его даже не расстреляли, а задушили, и тело Тимофея бросили в Вагу. Лишь 26 сентября тело его поймали под Пайтово Судромской волости и опознали по образку – родительскому благословению. Вот о каком «белом офицере Родимове» писал Иван Булатов… Сам отец Иоанн уже в 1919 году при возвращении красных в Шенкурск был арестован и заключен в концлагерь, но, как видно из записей в метрической книге Свято-Троицкого собора, в августе 1923 уже был в Шенкурске.

Отец Николай Рудинский

Протоиерей Рудинский Николай Симеонович (1871–1937), уроженец Ярославской губернии, в 1896 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил в Санкт-Петербурге в церкви свв. Сергия и Германа Валаамских при Александровском кадетском корпусе, а с 1910 года в церкви блгвв. Бориса и Глеба, был председателем братства «Борисоглебская лепта милосердия».

В 1920 году рукоположен в протоиерея и занимал должность преподавателя литургики Богословского института и пастырских курсов. 12 июля 1922 года арестован и 14 сентября приговорен к ссылке. Видимо, Шенкурск и был местом ссылки протоиерея, поскольку в Ленинград он вернулся в октябре 1923. Эти сведения я почерпнул из Санкт-Петербургского Мартиролога. СПб.: Изд-во «Миръ», «Общество святителя Василия Великого», 2002, его электронной версии.

Все сходится по времени.

(Окончание в следующем номере)

Александр ЧЕСНОКОВ

Содержание номера:

 
В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ:
  • Весь Вельск един
  • В Архангельске громят билборды с призывом «За Русский Север без жуликов и воров»
  • Депутатский контроль – краеугольный камень эффективной борьбы с коррупцией
  • «Они только врут и воруют, воруют и врут…»
  • Кому служит Дума, состоящая из миллиардеров?
  • Для народа ли газета «Устьянский край»?
  • «Важский край» определился с выбором
  • Провинциальная интриганка Буторина в своем привычном репертуаре
  • В Шеговарах сорвали начало учебного года
  • Власть экономит на людях
  • Сострадание и любовь к младенцам
  • «Ломоносовскую аллею» посадили детдомовцы
  • Об археологии и об историческом краеведении Устьянского края
  • Вот и в Киземе строится церковь
  • Устья, Устьюшка, ненаглядная
  • Важский край потерял бесценный природный памятник

  • Уважаемые читатели!
    «Новый Регион» временно выходит не каждую неделю. Виной тому кризис...
    Новости Поважья читайте в газете «Вельск-ИНФО»
    на сайте http://velsk-info.vagaland.ru/

    © «Важский край – НОВЫЙ РЕГИОН» – межрайонная независимая общественно-политическая газета Поважья. Учредитель и издатель – ООО «Вельск-инфо 1».
    Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Комсомольская, 10. E-mail: velinfo@atnet.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-41-64
    Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
    При использовании информационных материалов ссылка на «Важский край – Новый Регион» (http://region.vagaland.ru) обязательна.
    Главный редактор издания – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru