НАШИ РУБРИКИ:
 
«Важский край - НОВЫЙ РЕГИОН»
№ 14 (209) 9 апреля 2009 года, четверг

История Важского края

Финно-угры: история и нравы

Доновгородский период истории Важского края: финны, угры, пермяне, весь и другие

(Продолжение. Начало в «НР» № 13)

Родиной предков носителей финно-угорских языков является Ближний Восток. Впрочем, это колыбель очень многих народов планеты Земля. В историко-языковедческой литературе часто упоминается ностратическая языковая семья, ведущая свое происхождение именно из этих мест. В эту большую семью (макросемью) входят индоевропейские, семито-хамитские, картвельские, уральские, алтайские, дравидийские (возможно, некоторые северокавказские, чукотский, корякский, ительменский) языки. Финно-угорская и самодийская языковые группы, как известно, входят в уральскую языковую семью. Таким образом, далекие предки немцев, англичан, славян, турок, финно-угров и многих других народов в древности проживали здесь. Распад ностратической языковой общности произошел около 8 тысяч лет назад.

Культурно-исторические соображения отодвигают это время еще на несколько тысячелетий назад. Все эти выводы сделаны в результате кропотливой работы исследователей многих стран, занимавшихся историческим языкознанием. Были выявлены сходства и различия сельскохозяйственных терминов, названий животных и растений, элементов рельефа и многого-многого другого. Ничто не ускользнуло от взгляда ученых. Вот, к примеру, в тюркских языках «кара» означает «черный». В латинском языке «карбо» переводится как «уголь», а второе значение – «черный». Русское «черный» также, несомненно, имеет общее происхождение со словом «кара» (переход звука «к» в звук «ч» встречается довольно часто, для примера можно привести английские слова «кастер» и «честер», означающие «город»). Подобных, очень интересных, примеров большое множество. Получается, что легенда о вавилонском столпотворении, о смешении языков основана на реальных фактах. Вавилонской башни «до небес», скорей всего, не было (археология в данном случае ничего подтвердить не может, так давно все это было). А вот сравнительно-историческое языкознание позволяет проникнуть и в эти очень отдаленные времена, что является одним из его несомненных достоинств.

Продвижение на северо-восток

Принадлежность финно-угров к уральской языковой семье указывает нам на район окончательного формирования данной семьи. В то же время известно, что угры некогда жили на Алтае. Все это теперь подтверждают уже не только лингвисты, но и археологи. Таким образом, путь далеких предков финно-угров в эти края мог проходить через территории современного Ирана и государств Средней Азии. Остались ли здесь какие-либо следы их пребывания? Скорее всего, найти их невозможно, так как к этому времени предки финно-угров еще окончательно не сформировались, находились в единой общности с предками каких-то других народов, видимо, индоевропейцев. Это не исключают ученые Томашка, Тэйлор, Кеппен. К тому времени, когда появились первые письменные упоминания по истории этих мест (в первом тысячелетии до нашей эры), в данном регионе проживали только индоевропейцы, следовательно, предки финно-угров выделились раньше (и намного раньше, по мнению большинства ученых). Тюркских народов здесь еще не было. За 600 лет до нашей эры индоевропейский народ разделился здесь (по религиозному признаку) на Иран и Туран. Ислама и буддизма здесь не было, это были очень древние религии. Туран включал в себя территорию Средней Азии (позднее это индоевропейское слово было использовано для формирования названия степных кочевников, пришедших с востока). В настоящее время иранцы (персы) и таджики являются потомками древних индоевропейцев. Узбеки и туркмены говорят на совершенно других языках, но внешне похожи на персов и таджиков (сказывается древнее, не языковое, родство). Несколько отличными чертами обладают казахи и киргизы. Степные районы нынешнего Казахстана в первую очередь заселялись тюркскими кочевниками. В киргизских же лесах и горах, видимо, оставалась некоторая часть прежнего, индоевропейского, населения, позднее окончательно слившаяся с киргизами-кочевниками. И, видимо, результатом всего этого является то обстоятельство, что сегодня финно-угры все-таки внешне больше схожи с киргизами, чем с другими упоминавшимися здесь народами.

А что нам может сказать топонимика? Может ли она каким-то образом подтвердить факт проживания предков финно-угров на этой отдаленной от нас земле, в Туране (используем древнее название Средней Азии)? Действительно, улавливаются некоторые связи. Так, река Аму-Дарья у писателей классической древности называлась как Окс. Слышится созвучие с названием реки Ока, с финским «йоки». А вот древнее сухое русло Аму-Дарьи носит название Узбой. Окончание слова схоже с саамским «буй» («вуй»), вепсским «оя», означающим «ручей». Однако в данном случае все предположения настолько туманны, что не могут быть используемы в серьезных работах по топонимике.

Выше уже говорилось, что родиной угров является Алтай. Южнее же Алтайских гор находится Уйгурия. Сейчас это историческая область Китая, в которой проживают уйгуры. Сходство слов «угры» и «уйгуры» может навести на мысль, что они (эти народы) происходят от общих предков. Но уйгуры – это совсем другой народ, пришедший с востока, не являющийся аборигенным населением этих мест. В то же время в уйгурском языке есть слова угорского происхождения. Возможной причиной этого мог быть факт проживания угров и уйгуров на одной территории (сохранившей свое название почти в точности), но в разное время. Остается еще добавить, что древняя Уйгурия была близка к центрам древнейших цивилизаций (Китай, Индия) и также являлась относительно развитой территорией. Хотя неизвестно, какой народ тогда жил здесь. У историков принято считать угров варварами и кочевниками, но, возможно, так было не всегда.

С древней родины – на северо-запад

Началось оно еще в далекие времена, до нашей эры. Вот что можно прочесть об этом в словаре Брокгауза-Ефрона: «По всей сибирской степи рассеяны большие конические курганы, известные в народе под именем чудских могил и резко отличающиеся от небольших продолговатых монголо-татарских могил. Начиная с Алтая, курганы эти идут по Енисею, Иртышу, Тоболу, Исети, Миясу до Уральского хребта. Нет сомнений, что они воздвигнуты одним и тем же неизвестным народом, по-видимому, давно исчезнувшим с лица земли, но во всяком случае не монголами и не башкирами. Те и другие в самые отдаленные времена умели находить и плавить железо, но обработка меди им до сих пор почти не известна. Но в «чудских могилах» были находимы большею частью медные или бронзовые, реже золотые изделия (стрелы, идолы, предметы домашнего обихода и украшений или каменные орудия, что доказывает глубокую древность этих курганов – принадлежность их к каменному или бронзовому веку, железа же в них никогда не находили, тогда как, наоборот, в монголо-татарских могилах чаще всего находили железные изделия, и никогда – медные. Кроме курганов по Уральским горам при отыскивании руд нередко попадались другие памятники древних обитателей этой страны, именно следы рудных разработок, шахты, имевшие вид узких коридоров, едва пропускавших человека, но простиравшихся иногда на значительное пространство в глубину, и орудия горного дела, свидетельствующие о существовании здесь в древние времена медного металлического производства. Также находимы были здесь следы древнего добывания золота и серебра, но не железа. Судя по металлическому производству и по отделке находимых в курганах вещей, так называемая чудь в культурном отношении очевидно стояла выше башкир и, вероятно, была ими вытеснена из пределов Юго-Западной Сибири, а может быть и совсем истреблена… По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16–17 поколений, то есть лет за 1000. Нужно еще отметить, что на территории современной Башкирии до 5 века нашей эры проживали предки венгров. В исторической литературе можно встретить название «Магна Хунгари» («Великая Венгрия»), находившейся именно здесь. В пятом веке нашей эры основная масса предков венгров покинула эти места в поисках новой родины, оставшаяся же часть народа позднее растворилась среди соседних народов, в том числе и среди башкир, хотя какое-то время еще пользовалась своим языком. К северу и северо-западу от упоминаемой земли находились территории расселения остальных финно-угорских народов.

Николай ПЛОТНИКОВ,
краевед, Верховажский район

(Продолжение следует…)

Содержание номера:

 
В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ:
  • Весь Вельск един
  • В Архангельске громят билборды с призывом «За Русский Север без жуликов и воров»
  • Депутатский контроль – краеугольный камень эффективной борьбы с коррупцией
  • «Они только врут и воруют, воруют и врут…»
  • Кому служит Дума, состоящая из миллиардеров?
  • Для народа ли газета «Устьянский край»?
  • «Важский край» определился с выбором
  • Провинциальная интриганка Буторина в своем привычном репертуаре
  • В Шеговарах сорвали начало учебного года
  • Власть экономит на людях
  • Сострадание и любовь к младенцам
  • «Ломоносовскую аллею» посадили детдомовцы
  • Об археологии и об историческом краеведении Устьянского края
  • Вот и в Киземе строится церковь
  • Устья, Устьюшка, ненаглядная
  • Важский край потерял бесценный природный памятник

  • Уважаемые читатели!
    «Новый Регион» временно выходит не каждую неделю. Виной тому кризис...
    Новости Поважья читайте в газете «Вельск-ИНФО»
    на сайте http://velsk-info.vagaland.ru/

    © «Важский край – НОВЫЙ РЕГИОН» – межрайонная независимая общественно-политическая газета Поважья. Учредитель и издатель – ООО «Вельск-инфо 1».
    Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Комсомольская, 10. E-mail: velinfo@atnet.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-41-64
    Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
    При использовании информационных материалов ссылка на «Важский край – Новый Регион» (http://region.vagaland.ru) обязательна.
    Главный редактор издания – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru