НАШИ РУБРИКИ:
 
«Важский край - НОВЫЙ РЕГИОН»
№ 5 (200) 5 февраля 2009 года, четверг

Наша родина – Важский край

Заботы зимние сто лет назад

Из истории дорожного хозяйства Поважья

Огромный Вельский уезд занимал площадь более 21000 квадратных верст. Это половина площади современной Эстонии или же чуть меньше Армении. Понятно, что и протяженность дорог на такой территории была порядочной.

Так, в 1900 году в ведении земства находилось 930 верст 193 сажени дорожных сооружений, то есть дорог и мостов.

Такая точность нужна была для правильной раскладки натуральной дорожной повинности между волостями уезда. Можно отметить, что с большей точностью были измерены тракты в левобережной части уезда и с меньшей – в Устьянском крае.

Так, к примеру, АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ на территории уезда имел протяженность 154 версты 304 сажени. Из них Усть-Вельская волость содержала 46 верст 7 сажен, Никифоровская – 7 верст 309 сажен, Верховская – 31 версту 37 сажен, Кулое-Покровская – 22 версты 253 сажени, Чушевице-Покровская – 25 верст, Шелотская – 16 верст 149 сажен, город Вельск – 5 верст, а на долю Верховажского посада досталась 1 верста 49 сажен. В то время это еще был самый важный тракт уезда (уже через небольшое время на первое место выйдет дорога на Коношу).

ТОТЕМСКИЙ ТОРГОВЫЙ ТРАКТ на территории уезда имел протяженность 62 версты 464 сажени. Из них, к примеру, на долю Верховажского посада приходилось 254 сажени (надо полагать, что это расстояние от собора до берега Ваги и плюс к этому длина временного моста).

КУЛОЙСКИЙ ПРОСЕЛОЧНЫЙ ТРАКТ (из Нижне-Кулоя в Вельск) имел длину 85 верст 294 сажени. Порядка 40 верст составляла протяженность СИДОРО-СЛОБОДСКОГО ПРОСЕЛОЧНОГО ТРАКТА (из Верховажья в Нижне-Кулое). УСТЬЯНСКИЙ ПРОСЕЛОЧНЫЙ ТРАКТ был самым протяженным – 228 верст. Да еще ТРАКТ ИЗ КАМКИНА через Малодоры и Ростово В ЛЕОНТЬЕВО – 93 версты. Тракт НА КОНОШУ на части своего протяжения имел две параллельные дороги (по Пежме и по Вели), и всего набиралось 236 верст.

ДОРОГА ОТ ЖИТНОХИНА ДО МОРОЗОВА длиной в 17 верст проходила по сырым глинистым местам и была одной из худших в уезде. Земство уже подумывало о том, чтобы вообще ее забросить, но вскоре переменило мнение в связи с открытием больницы в посаде Верховажье. Содержали же дорогу, как ни странно, крестьяне Верхов-ской волости. Морозовским жителям было поручено содержание 24 верст 275 сажен коношского тракта, более важного по значению для уезда.

И, наконец, 13 верст 70 сажен составляла протяженность ТРАКТА ОТ ОЛЮШИНА В МОНАСТЫРЕК ДО ГРАНИЦЫ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА. Эта дорога к началу XX века потеряла былую значимость, и вскоре земство перевело ее в разряд второстепенных.

И лошадке снег – помеха

На заседании Вельского уездного Земского собрания, проходившего 29 сентября 1910 года, высказал особое мнение представитель Удела Н.Ф. Сосунов: «Земским собранием 29 сентября 1910 года отклонен вопрос Управы о возбуждении ходатайства пред Губернским правлением о расширении земских дорог до 10 сажен. С таковым решением собрания я не могу согласиться, во-первых, потому, что оно противоречит 528-й статье Устава путей сообщения, каковою земские дороги должны быть отнесены к 4 классу, т.е. дорогам, имеющим ширину с обочинами не менее 10 саженей, во-вторых, потому что это постановление собрания оставляет без удовлетворения существенную нужду путей сообщения в уезде: вследствие узости полотна дорог и захвата крестьянскими полями обочин, проезд по дорогам очень затруднен, изгороди полей идут везде в непосредственной близости с полотном, суженным в некоторых местах до ширины менее 3 саженей. В зимнее время такие узкие коридоры проездов между изгородями забиваются снегом, расчистка их средствами земства требует больших затрат, и все-таки труд по расчистке остается малопроизводительным, так как даже при слабой метели дороги между изгородями вновь забиваются снегом через сутки, даже меньше». Далее представитель Удела рассказывает, что в конце зимы – начале весны разъезд в таких узких коридорах становится невозможен даже двум встретившимся парам лошадей, между тем движение бывает очень оживленным. Проложение же новых дорог в объезд забитых снегом участков ведет к недоразумениям с крестьянами, так как нет официального решения о расширении дорог до 10 саженей. Земство в конце концов вняло просьбе чиновника и увеличило ширину наиболее важных трактов (говоря по-современному, «ширину полосы отвода») до 10 саженей, то есть до 21 метра.

Тпру – грейдер

Оказывается, было и такое приспособление для расчистки дорог. Читаем: «В заседании очередного Земского собрания в ноябре 1898 года гласный Яшин заявил о том, что, по его мнению, необходимо провоз треугольника для расчистки снега принять на денежную повинность. Выслушав это заявление, собрание постановило: поручить Управе собрать сведения о числе дней за несколько лет провозимости треугольника и о том, сколько затрачивается на этот предмет крестьянами и дать заключение о том, каким образом возможно уравнять эту повинность». Управа через некоторое время собрала через волостные правления сведения о провозе в зимнее время треугольника по Архангельскому почтовому тракту на протяжении 154 верст. Определить же общую стоимость этой повинности по всему тракту оказалось затруднительно. Надо сказать, что треугольник применялся в Кулое-Покровской, Чушевице-Покровской, Усть-Вельской, Верховской, Никифоровской, Шелотской волостях. Понятно, что запрягали в него не менее двух лошадей. Скорее всего, позднее он применялся на Коношском тракте, дороге государственного значения.

Николай ПЛОТНИКОВ,
краевед, Верховажский район

(Использованы документы
Вельского районного краеведческого музея)

Содержание номера:

 
В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ:
  • Весь Вельск един
  • В Архангельске громят билборды с призывом «За Русский Север без жуликов и воров»
  • Депутатский контроль – краеугольный камень эффективной борьбы с коррупцией
  • «Они только врут и воруют, воруют и врут…»
  • Кому служит Дума, состоящая из миллиардеров?
  • Для народа ли газета «Устьянский край»?
  • «Важский край» определился с выбором
  • Провинциальная интриганка Буторина в своем привычном репертуаре
  • В Шеговарах сорвали начало учебного года
  • Власть экономит на людях
  • Сострадание и любовь к младенцам
  • «Ломоносовскую аллею» посадили детдомовцы
  • Об археологии и об историческом краеведении Устьянского края
  • Вот и в Киземе строится церковь
  • Устья, Устьюшка, ненаглядная
  • Важский край потерял бесценный природный памятник

  • Уважаемые читатели!
    «Новый Регион» временно выходит не каждую неделю. Виной тому кризис...
    Новости Поважья читайте в газете «Вельск-ИНФО»
    на сайте http://velsk-info.vagaland.ru/

    © «Важский край – НОВЫЙ РЕГИОН» – межрайонная независимая общественно-политическая газета Поважья. Учредитель и издатель – ООО «Вельск-инфо 1».
    Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Комсомольская, 10. E-mail: velinfo@atnet.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-41-64
    Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
    При использовании информационных материалов ссылка на «Важский край – Новый Регион» (http://region.vagaland.ru) обязательна.
    Главный редактор издания – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru